Тема: 8 увлекательных фактов о древнегреческом учёном Аристотеле
Несколько интересных фактов об Аристотеле
Древнегреческий ученый и энциклопедист Аристотель родился в 384 г. до н. э. во фракийском городе Стагире. Его отец служил при дворе македонского царя медиком. Готовясь по примеру родителя стать врачом, Аристотель в семнадцатилетнем возрасте попал в Афины. Там в академии знаменитого Платона юноша получил основное естественное образование.
Но через некоторое время Аристотель, порвав с учителем, перебрался из Афин в города Малой Азии, где сам стал не только учить других людей, но и заниматься научными исследованиями, в основном биологическими. Вернувшись через некоторое время в Афины, он основал свой лицей (перипатетическую школу), в которой учил юношей красноречию и рассуждениям на заданные темы.
Как известно, нравы в Древней Греции были довольно специфическими. Аристотель, как и другие его великие соотечественники, жил довольно праздно. Например, историкам известно, что период его афинской учительской деятельности продлился недолго. Уехав к антарнейскому правителю евнуху Гермию, он породнился с ним, женившись на наложнице тирана. Весь во власти любовных чар, он стал приносить своей жене такие жертвы, какие греки преподносили богине Деметре. Отблагодарил он и Гермия, сочинив в честь него гимн.
Однако, удовольствия не мешали Аристотелю заниматься научной деятельностью. Большой вклад он внес в психологию, когда в своем учении обобщил биологические факты, что в свою очередь преобразовало главные объяснительные принципы этой науки. Вопреки Платону аристотелевское учение утверждало о нераздельности человеческой души и тела и положило конец утверждениям своего учителя и некоторых других древнегреческих философов об одушевленности всех физических тел.
Создавая трактаты «О частях животных», «О душе» и другие сочинения, Аристотель Стагирский на основе генетического и объективного методов изложил разработанную им систему психологических понятий. По его мнению, душа – первичное, неразложимое понятие, присущее только живым существам, функция и деятельность их организма. При этом Аристотель выделял три уровня способностей к деятельности (функции души).
Первый уровень, вегетативный, имеется у человека, животных и растений. Второй уровень способностей, чувствительно-двигательный, присущ человеку и животным. А способностью третьего уровня, разумной, обладает только человек. Такое понятие способностей прочно вошло в базисные понятия психологической науки. В своих дальнейших исследованиях Аристотель обнаружил особенную область психологических образов – фантазии, которые возникают исключительно в мозгу без воздействия вещей на человеческие органы чувств.
Но свой вклад в историю, великий ученый внес не только, как философ. Во время своих путешествий, он попал к македонскому царю Филиппу, который сделал Аристотеля воспитателем своего сына Александра, будущего знаменитого завоевателя. Незадолго до этого войска Филиппа разрушили родной город исследователя природы человеческой души. Аристотель воспользовался своим влиянием на правителя и добился восстановления города. При этом сам ученый написал законы для его жителей.
Помня о своем учителе и питая к нему уважение, повзрослевший Александр Македонский присылал Аристотелю из своих походов образцы животных и растений, которые служили очень ценными источниками для исследований в области естественных наук. Прожив 62 года, великий грек умер в 322 г. до н. э., приняв как утверждают некоторые историки, яд аконит. Но у него осталось множество учеников и последователей, благодаря которым его учение не кануло в лету, а использовалось многими учеными психологами вплоть до Нового времени.