1
Тема: Червонная Русь: города, народ, культура, литература, ремёсла

Про Червонную Русь: история, сообщение, доклад.

Отчего же земля называлась Червонной Русью, и за каким это холмом находилась еще одна Русь? Та, которую называли Холмской? А ведь была где-то в этих краях еще и третья Русь - Угорская. Как и где их отыскать, да и вообще, что означают эти названия? Например, отчего Русь - Червонная? Казалось бы, все просто: Червонная - это, как известно, Красная, или Красивая.

Надо сказать, что национальный русский цвет, красный, имеет множество оттенков. Например, его следует отличать от червленого, не красного вообще, а особо торжественного багряного, даже пурпурного.

В «Слове о полку Игореве» сказано, что русские стяги и щиты - червленые. У православных священнослужителей были червленые хламиды. Владимир Даль пишет, что « червленая багряница - торжественная верхняя одежда государя, горностай, крытый червецовой тканью». Червленый - это цветовой символ власти, порфиры.

http://www.heraldicum.ru/ukraine/images/solis.jpg
Герб Червонной Руси

Этим же словом могли обозначать и другие оттенки - багровый или ярко-малиновый: скажем, «закат червленеет». Но это никак не вишневый оттенок. Писали, что «царский гроб деревянный, спереди обит бархатом вишневым, а сверху червчатым», то есть это разные цвета.

Даль считал, что червонный - это название червленого цвета у южных и западных славян. Именно здесь и находилась Червонная Русь. На северо-западе и на юго-западе от Владимира-Волынского существовали два древнерусских города. Один назывался - Червен (или, в славянском, более мягком, произношении - Червень), другой - Холм. Эгито города и дали имена Червонной и Холмской Руси. Затем название Червонная Русь распространилось на Волынское княжество, а когда князь Роман объединил его с Галицким, то Червонной Русью стали называть и Галицко-Волынское княжество. Что, конечно же, не совсем верно: карпатские земли белых хорватов - Галиция, оказавшись под властью русских князей, стали называться Русью Угорской.

Славный город Червен, давший имя всей Юго-Западной Руси, исчез, как и многие другие волынские города. Исследователи считают, что на его месте возникло село Чермно. Это в польском Люблинском воеводстве. Что ж, за эти территории мы издавна спорили с поляками. В результате юго-западные русские земли оказались в составе Польши и Украины.

Надо сказать, что города Червонной Руси, хоть и не были мегаполисами, но не являлись и заштатными деревушками. Города эти славились на весь средневековый цивилизованный мир своими изделиями из железа. Продавая их иноземцам, богатели. Конец процветанию, а зачастую и самой жизни городов, положили монголы в 1240 году. Не помогли ни валы с частоколами, ни рвы, заполненные водой. Не убереглись даже жители Белза - города уникального, который казался неуязвимым.

Белз, впервые упомянутый в летописи в 1030 году, стал южнее столицы волынян, города Волыни, на реке Солокия, впадающей в Западный Буг. Название города означает «болото» (по-местному, «бевз»). В Х веке здесь, на большом острове среди топких болот и множества мелких речушек, возникло славянское поселение, которое спустя век превратилось в древнерусский город. Археологические раскопки позволили отыскать городские укрепления и остатки крепости, которая некогда возвышалась над рекой Солокиен. Общая площадь Белза была семь гектаров, что немало для «болотного селения».

Жили белзяне в деревянных избах. Во время строительства под углы дома, согласно традиции, зарывали в землю череп коня и коровы: первый из всех жизненных передряг вывезет, вторая прокормит. Белзяне занимались, переработкой железной руды - крицы, добываемой на болоте. Кроме кузнецов в городе трудились гончары, косторезы и, что удивительно, древоделы - плотники и столяры. Разница тут в уровне квалификации: плотник вообще работает с деревом, столяр же изготавливает мебель, а для этого нужно особое умение и мастерство.

Так вот, в Белзе в X-XII веках мастера работали на деревообрабатывающих станках! Может, еще с тех времен живы шутки-прибаутки: «Столяры да плотники от бога прокляты: а за то их прокляли, что много лесу перевели!» (лесов тогда было немерено, кто бы подумал, что их можно все вырубить). Но шутить надо было с оглядкой - не дан бог обидеть плотников! Такую избу срубят, что жизни в их хозяевам не будет (дело не только в качестве работ, а скорее, в магии - подложат мастера «заговоренную куклу», тряпку, щепку или кусок мха с недобрым наговором, и все - не будет тут ни жизни, ни счастья). Так что плотников нужно было кормить, поитьи в пояс им кланяться. А то ведь «господин - что плотник: что захочет, то и вырубит».

О богатстве местных жителен - кузнецов и рудознавцев, косторезов и древоделов - можно судить по тому добру, которое они успели в земле спрятать. Тесные контакты были у белзян с польскими соседями, особенно с мазовшанами. Для западных грамотеев белзяне мастерили металлические писала, да и сами ими пользовались. Конечно, и до монголов находились охотники до чужого добра. Пробирались они через болота, чтобы пограбить белзян, да не тут-то было! На такие случаи у горожан были припасены мечи и боевые топоры. Защищал город мастеров и специальный воинский гарнизон - конные княжеские дружинники (об их присутствии можно судить по наконечникам стрел, кольчугам, шлемам, копьям и коннон упряжи).

Горожане ходили по деревянным мостовым, состоящим из сосновых или дубовых бревен и плах. Кстати, по этим мостовым довольно точно определили время существования города: нижний ярус относился ко второй половине XI века, верхний - уложили в начале XII века.

Самое интересное, что попасть в Белз можно было лишь по насыпной дамбе, заканчивавшейся довольно длинным мостом. Ну а местные женщины, девушки и дети трудились за речкой, на загородных полях, чтобы и защитников, и себя прокормить.

Увы, ничего не помогло в лихую годину - ни вооруженные дружинники, ни топкие болота, ни частокол. Проскакала по насыпи монгольская конница, взяв Белз штурмом. Нажитое добро разграбили, все залили кровью. И не стало древнерусского города-крепости на болотах.

Мы ничего не знаем и вряд ли узнаем когда-либо о том, как горожане защищали город: дрались ли они мужественно или, дрогнув, сдали его, надеясь на милость победителей, явившихся невесть откуда и неведомо зачем. Известно лишь одно: монголы были для европейцев силой неодолимой, зловещей и нечеловеческой (оттого их и прозвали татарами - выходцами из подземного Тартара, ада). Как известно, из Руси монголы двумя потоками устремились в Венгрию и Польшу. Через Волынь и Мазовию они пошли в Малую Польшу и Великую Польшу. Что уж там говорить о гарнизоне какого-то Белза на болоте, если монголы взяли безо всякого труда множество хорошо укрепленных польских городов: Краков, Вроцлав и другие. Наконец польский король Генрих Благочестивый решил дать сражение захватчикам. К нему присоединились союзники поляков - крестоносцы во главе с магистром Поппо фон Остерном. Прибыли также рыцари из Силезии и Моравии.

Сражение состоялось в апреле 1241 года: объединенные силы европейцев были наголову разгромлены. Более того, дикие монголы отрезали у поверженных врагов уши - так они подсчитывали количество убитых врагов. На родину было отправлено девять мешков, набитых правыми ушами убитых поляков и крестоносцев. Что сделали в Монголии с таким количеством европейских ушей, неизвестно. В это же время, 12 апреля 1241 года, была в пух и прах разбита шестидесятитысячная венгерская армия под командованием короля Белы IV.

Немецкие и чешские города готовились к осаде - судьба безухих поляков и битых венгров волновала их менее всего, а о Руси Червонной - буквально красной от пролитой крови - и вовсе речи не было: себя бы спасти.